ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
1990 - 2000
этап V
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ
ПРЕСС-ФОТОГРАФИЯ.
Время перемен. Москва. 1991 год. Фото: Земляниченко Александр
Фотожурналист Владимир Вяткин на съемках Чеченской войны. 2000
Фото: Владимир Сварцевич
Последний секретарь партии, первый Президент, новое государство, открытые границы, свобода слова – столько глобальных изменений прошло в кротчайший отрезок времени. Для всех журналистов, и в частности фоторепортеров это стали буквально провокационными временами, очень сходными с событиями в начале столетия. Образовывались тысячи изданий желтой, бульварной прессы, переизбыток различного рода и качества информации.

На работу профессиональных фотографов СМИ очень сильно повлияли такие обстоятельства.
С невероятным интересом весь мир следил за событиями в России. С 90-х годов в нашей стране прошла волна расширения штата
бюро западных информагентств.

Развитие частного бизнеса позволило создавать независимые частные информационные проекты. 15 июня 1988 года корреспондент журнала «Огонек» Владимир Яковлев зарегистрировал информационный кооператив «Факт». C этого момента начинается история Издательского дома «Коммерсантъ».

Освещать работу Кремля уже могут не только фоторепортеры ТАСС, но и представители всех крупнейших газет и журналов, в том числе и частного «Коммерсанта».
ПЕРЕСТРОЙКА В СТРАНЕ – ПЕРЕСТРОЙКА В СТИЛЕ МАТЕРИАЛА СОВРЕМЕННОГО ФОТОРЕПОРТЕРА.

Приближаются 90-е, заканчивается период «тишины» в работе отечественных фото-публицистов. С переменами в истории, как и ранее, происходят изменения в трактовке материала фотожурналистов. Резко слабеет выработанная шестидесятниками спокойная наблюдательная позиция и ассоциативная трактовка действительности. Новые события в стране заставляют стать фотожурналиста размышляющим, а свобода слова ещё и честным. Такими авторами были и всегда оставались ведущие фоторепортеры страны. Их высочайший профессионализм позволял достойно выполнять свой репортерский долг при разных обстоятельствах.

В 1990 году Агентство печати «Новости» преобразуется сначала в Информационное агентство «Новости» и с сентября 1991 года существует как Российское информационное агентство «Новости».

Многие фотожурналисты остались верны публицистическому жанру. Только темы стали намного глубже, острее. Владимир Вяткин, спортивный фотожурналист АПН, продолжая работать в РИА «Новости», открылся как тонкий публицист и остается непревзойденным мастером фотоочерка. В форме фотоочерка Владимир Вяткин снимал первую и вторую чеченские войны, делал фото-рассказы о судьбах воинов-афганцев.

Вошел в историю фотографии и стал самым молодым ее классиком в тридцать лет Юрий Феклистов, фотожурналист «Огонька». Его снимок из Белого Дома, времен путча 1991 года, облетел почти все издания мира: Мстислав Ростропович держит в руках автомат, а у него на плече спит уставший защитник демократии – Юрий Иванов.

По примеру западных коллег в отечественной фотожурналистике стали работать независимые фотожурналисты. Это Сергей Максимишин, Юрий Козырев и др.

В Агентство «Associated Press» пригласили работать фотокорреспондента «Комсомольской Правды» Александра Земляниченко.
ФОТОЖУРНАЛИСТЫ РОССИИ 1990-2000
Дмитрий Астахов
Сергей Васильев
Владимир Вяткин
Сергей Воронин
Игорь Гаврилов
Сергей Гунеев
Дмитрий Донской
Дмитрий Духанин
Виктор Загумённов
Александр Земляниченко
Виктория Ивлева
Сергей Каптилкин
Сергей Киврин
Олег Климов
Юрий Козырев
Игорь Костин
Павел Кривцов
Александр Лыскин Сергей Максимишин
Павел Маркин
Сергей Михеев
Анатолий Морковкин
Олег Никишин
Валерий Зуфаров
Георгий Пинхасов
Владимир Родионов
Юрий Рост
Владимир Сварцевич
Александр Секретарев Владимир Сёмин
Андрей Соловьев Александр Тягны-Рядно
Юрий Феклистов
Валерий Христофоров
Артем Чернов
Владимир Чистяков
Василий Шапошников
Сергей Шахиджанян
Юрий Штукин
Валерий Щеколдин
Совершенно новая стилистика 2000-х. Широкоугольные планы дают эффект присутствия.

Из серии "Поколения Москвы в лицах. 2012 г. Фото: Владимир Вяткин
Гран-при в номинации Лица и Приз Правительства Москвы конкурса «Серебрянная камера». Россия, 2012
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
Made on
Tilda