ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
1940 - 1945
этап III
ВОЕННАЯ ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Снайперы подразделения старшего лейтенанта Ф.Д. Лунина ведут залповый огонь по самолетам противника. Центральный фронт в районе г. Севска. Июнь 1943 года. Фото: Павел Трошкин
Комбат. 1942 год
Фото: Макс Альперт
1418 дней Великой Отечественной войны.

О них написаны тысячи журналистских очерков, литературных произведений и живописных полотен, о них повествуют ленты документальных и художественных фильмов, театральные спектакли, мемуары, изустные рассказы участников войны и её очевидцев. Но эта беспримерная по своим масштабам, многожанровая летопись былы бы далеко не полной без фотографий военных лет.
Огромный талант и самоотверженность фронтовых репортеров позволило создать бесценное творческое наследие военных лет. Вероятно, не только профессиональные навыки, а скорее острое ощущение неразрывной связи с судьбами миллионов советских людей, своей ответственности перед Историей помогло им стать подлинными летописцами событий Великой Отечественной.

Фотохроникерами работали как известные, состоявшиеся мастера фоторепортажа до войны, это — Макс Альперт, Григорий Зельма, Борис и Ольга Игнатовичи, Аркадий Шайхет, Яков Халип, Георгий Петрусов, Наум Грановский, Иосиф Фетисов, Борис Кудояров, Виктор Темин, Иван Шагин, Анатолий Скурихин и др., так и новые имена, ставшие в последствии классиками отечественной и мировой фотопублицистики. Это Дмитрий Бальтерманц и Всеволод Тарасевич, Александр Устинов, Эммануил Евзерихин, Олег Кнорринг, Михаил Савин — перед самой войной окончили курсы фотокорреспондентов. Евгений Халдей также пришел в фотожурналистику в конце тридцатых годов, автор одних из самых ярких и ключевых в военной фотохронике кадров.
Фронтовые фотокорреспонденты на встрече, посвещённой 40-летию победы
советского народа в великой отечественной войне
Москва, редакция журнала «Советское Фото», 1985 год
фото: Николай Рахманов
Первый ряд:
Юрий Чернышев, Марк Марков-Гринберг, Михаил Грачев, Алексей Межуев, Борис Ярославцев, Александр Устинов, Александр Дитлов, Ольга Ландер, Всеволод Тарасевич, Яков Давидзон, Николай Хандогин,Тимофей Мельник
Второй ряд:
Яков Рюмкин, Владимир Юдин, Роберт Диамент, Александр Становов, Александр Дмитриев, Борис Вдовенко, Николай Ситников, Михаил Мельник, Анатолий Григорьев, Анатолий Егоров, Василий Аркашев, Михаил Савин,
Анатолий Скурихин
Третий ряд:
Евгений Халдей, Георгий Коновалов, Алексей Горячев, Марк Редькин,
Самарий Гурарий,
Дмитрий Бальтерманц,
Анатолий Морозов
ВОЕННАЯ ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.
В фотографиях каждого автора видно, как фоторепортеры с честью выполнили свой профессиональный долг. Иван Шагин, корреспондент газеты «Комсомольская Правда», снимал как москвичи приняли трагическое известие о начале войны, далее на фронтах и снял водружение знамени Победы над Рейхстагом. Всеволод Тарасевич, Михаил Трахтенберг, Борис Кудояров («Комсомольская Правда») вели летопись блокадного Ленинграда. Партизанскую войну в тылу врага засвидетельствовали Борис Игнатович, Михаил Трахман. Сражения на севере, отвагу военных моряков отразили в своих фотографиях корреспонденты Алексей Мезжуев, Роберт Диамент, Борис Шейнин.
От газеты «Правда» фронтовыми корреспондентами были Александр Устинов, Михаил Калашников, Сергей Струнников. Прошли от Москвы до Берлина Яков Рюмкин и Евгений Халдей. Виктор Темин вошел в историю советской журналистики как один из самых оперативных фотокорреспондентов, его съемки со взятия Берлина доставлялись в редакцию газеты самолетом.
Корреспондент фотохроники ТАСС — Наум Грановский снимал как держали оборону москвичи, фронтовыми корреспондентами были Макс Альперт и Эммануил Евзерихин. С Северо-Кавказа присылал материал Израиль Озерский. Всеволод Тарасевич — автор серии снимков «Ленинград в блокаде».
Для газеты «Известия» передавали материал с фронтов Павел Трошкин, Георгий Петрусов, Георгий Зельма, Самарий Гурарий, Дмитрий Бальтерманц, впоследствии сотрудничавший с армейской газетой. Работу тружеников тыла на оборонных заводах Урала и Сибири освещал Анатолий Скурихин. Спецкором работал Анатолий Егоров, он снимал на Украинских фронтах и оборону Сталинграда.
С газетой «Красная Звезда» (армейским органом печати), в годы войны сотрудничали и гражданские фоторепортеры, это Олег Кнорринг, Яков Халип.

Во время войны было создано информационное агентство Совинформбюро, для которого отправляли фотожурналисты свои материалы.
Фотожурналисты работали и в газетах действующих армий. Для газеты «Боевое знамя» 30-й армии снимал Борис Игнатович, Михаил Савин — сотрудничал с газетой ЗВО «Красноармейская правда». Кадровым военным был фотожурналист Иосиф Фетисов, он руководил воинским подразделением при обороне Ленинграда, затем стал фотокорреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». В газете «Фронтовая иллюстрация» работал Анатолий Гаранин.

Среди фронтовых фотокорреспондентов были отважные женщины. Галина Санько снимала бои под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и на Дальнем Востоке, сотрудничала с газетой «Фронтовая иллюстрация». Ольга Ландер служила фотокорреспондентом газеты «Советский воин». Фотокорреспондентом армейских газет «Боевое Знамя» и «За честь Родины» была Ольга Игнатович.

Вся съемка наших героических фотокорреспондентов имеет документальную, историческую и человеческую ценность. Поскольку в фотохронике военных лет отражены наверное самые тяжелые страницы в истории нашей страны. Но есть снимки, которые особым образом цепляют нерв зрителя, они и стали теми главными кадрами, передающими остроту состояния, самоотверженность и героизм воинов, понимание глобальности боли и страданий людей во время войны.

«Я воевал всего три минуты!» — однажды сказал корреспондент газеты «Красный флот» Борис Шейнин. Он снял девять тысяч кадров, и если сложить вместе время выдержки каждого из них, то получается примерно три минуты. Шейнин прошел войну с первого дня до последнего и остался жив. Не многим так повезло: по некоторым подсчетам, 41 кинооператор (каждый пятый) и 27 фоторепортеров не дожили до Победы. Михаил Калашников погиб в Севастополе, Владимир Иванов — в уличных боях за Белград, Борис Иваницкий — под бомбежкой в районе Черного моря, Николай Ксенофонтов — на улицах Бреслау, Михаил Бернштейн — под Таллинном, Сергей Струнников — в Полтаве, Павел Трошкин — недалеко от Львова.

Нам нельзя забывать об этих людях, ведь именно благодаря их мужеству и самоотдаче до нас дошла бесценная фотолетопись Второй мировой, многие из снимков стали своего рода иконами XX века. Как написал один из самых известных советских военных корреспондентов, писатель Константин Симонов, «человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда в конечном счете глядит на нее в историю».
Работа фоторепортера была важна и в мирное время, но в военные годы фоторепортаж стал просто жизненно необходимым жанром. Особенно это касалось Советского Союза, где с конца 1930-х годов фотография являлась одним из основных методов классовой борьбы и пропаганды. Прежде всего это относится к репортажной съемке, главная черта которой — документальность.

Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны не ограничивалась решением лишь информационной задачи. Нужны были изображения, звучащие как клятва, рождающие чувство справедливого гнева и ненависти к врагу. Нужны были образцы для подражания, герои. Именно такие снимки, сопровожденные соответствующими комментариями, были призваны вдохновлять советских солдат на борьбу с врагом и защиту отечества.
Пожалуй, «Комбат» Макса Альперта, «Атака» и «Горе» — Дмитрия Бальтерманца, «Залп Катюш» — Аркадия Шайхета, «Смерть солдата» — Анатолия Гаранина, «Братская могила» — Георгия Зельмы, «Стоять насмерть» — Эммануила Евзерихина», «Наши пришли!» — Самария Гурарий, «Народный Мститель» — Михаила Трахмана, «За Родину!..» — Марка Марков-Гринберга, «Солдатский труд» — Иосифа Озерского, «Знамя Победы» — Евгения Халдея. Последний стал символом, который в коллективной памяти народов олицетворяет поражение нацистской Германии и победу Красной Армии.

«Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, — писал Константин Симонов, — всегда в конечном счете глядит через него в историю. Он снимает значительное и незначительное, иногда ошибается при этом, потому что-то, что ему казалось в тот момент важным, потом, через десятилетия, оказывается вовсе не таким значительным, а иногда наоборот, то, что ему кажется в тот момент незначительным, проходным, впоследствии оказывается исторически значимым».

ЗНАМЕНИТЫЕ СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ФОТОРЕПОРТЕРЫ 1940-1945
Макс Альперт
Василий Аркашев
Дмитрий Бальтерманц
Наталья Боде
Анатолий Гаранин
Наум Грановский
Михаил Грачев
Самарий Гурарий
Яков Давидзон
Роберт Диамент
Александр Дмитриев
Эммануил Евзерихин
Анатолий Егоров
Георгий Зельма
Борис Игнатович
Ольга Игнатович
Михаил Калашников
Олег Кнорринг
Борис Кудояров
Ольга Ландер
Георгий Липскеров
Сергей Лоскутов
Василий Малышев
Марк Марков-Гринберг
Алексей Межуев
Михаил Мельник
Тимофей Мельник
Владислав Микоша
Анатолий Морозов
Израиль Озерский
Георгий Петрусов
Марк Редькин
Яков Рюмкин
Михаил Савин
Галина Санько
Анатолий Скурихин
Александр Становов
Струнников Сергей
Всеволод Тарасевич
Виктор Темин
Михаил Трахман
Давид Трахтенберг
Павел Трошкин
Александр Устинов
Семён Фридланд
Евгений Халдей
Яков Халип
Николай Хандогин
Юрий Чернышев
Иван Шагин
Аркадий Шайхет
Борис Шейнин
Владимир Юдин
Знаменитая девушка Таня, снятая практически всеми фоторепортерами, дошедшими до Берлина.
Регулировщица Таня. 1945 г. Фото: Марк Редькин
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
Made on
Tilda