В фотографиях каждого автора видно, как фоторепортеры с честью выполнили свой профессиональный долг. Иван Шагин, корреспондент газеты «Комсомольская Правда», снимал как москвичи приняли трагическое известие о начале войны, далее на фронтах и снял водружение знамени Победы над Рейхстагом. Всеволод Тарасевич, Михаил Трахтенберг, Борис Кудояров («Комсомольская Правда») вели летопись блокадного Ленинграда. Партизанскую войну в тылу врага засвидетельствовали Борис Игнатович, Михаил Трахман. Сражения на севере, отвагу военных моряков отразили в своих фотографиях корреспонденты Алексей Мезжуев, Роберт Диамент, Борис Шейнин.
От газеты «Правда» фронтовыми корреспондентами были Александр Устинов, Михаил Калашников, Сергей Струнников. Прошли от Москвы до Берлина Яков Рюмкин и Евгений Халдей. Виктор Темин вошел в историю советской журналистики как один из самых оперативных фотокорреспондентов, его съемки со взятия Берлина доставлялись в редакцию газеты самолетом.
Корреспондент фотохроники ТАСС — Наум Грановский снимал как держали оборону москвичи, фронтовыми корреспондентами были Макс Альперт и Эммануил Евзерихин. С Северо-Кавказа присылал материал Израиль Озерский. Всеволод Тарасевич — автор серии снимков «Ленинград в блокаде».
Для газеты «Известия» передавали материал с фронтов Павел Трошкин, Георгий Петрусов, Георгий Зельма, Самарий Гурарий, Дмитрий Бальтерманц, впоследствии сотрудничавший с армейской газетой. Работу тружеников тыла на оборонных заводах Урала и Сибири освещал Анатолий Скурихин. Спецкором работал Анатолий Егоров, он снимал на Украинских фронтах и оборону Сталинграда.
С газетой «Красная Звезда» (армейским органом печати), в годы войны сотрудничали и гражданские фоторепортеры, это Олег Кнорринг, Яков Халип.
Во время войны было создано информационное агентство Совинформбюро, для которого отправляли фотожурналисты свои материалы.
Фотожурналисты работали и в газетах действующих армий. Для газеты «Боевое знамя» 30-й армии снимал Борис Игнатович, Михаил Савин — сотрудничал с газетой ЗВО «Красноармейская правда». Кадровым военным был фотожурналист Иосиф Фетисов, он руководил воинским подразделением при обороне Ленинграда, затем стал фотокорреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». В газете «Фронтовая иллюстрация» работал Анатолий Гаранин.
Среди фронтовых фотокорреспондентов были отважные женщины. Галина Санько снимала бои под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и на Дальнем Востоке, сотрудничала с газетой «Фронтовая иллюстрация». Ольга Ландер служила фотокорреспондентом газеты «Советский воин». Фотокорреспондентом армейских газет «Боевое Знамя» и «За честь Родины» была Ольга Игнатович.
Вся съемка наших героических фотокорреспондентов имеет документальную, историческую и человеческую ценность. Поскольку в фотохронике военных лет отражены наверное самые тяжелые страницы в истории нашей страны. Но есть снимки, которые особым образом цепляют нерв зрителя, они и стали теми главными кадрами, передающими остроту состояния, самоотверженность и героизм воинов, понимание глобальности боли и страданий людей во время войны.
«Я воевал всего три минуты!» — однажды сказал корреспондент газеты «Красный флот» Борис Шейнин. Он снял девять тысяч кадров, и если сложить вместе время выдержки каждого из них, то получается примерно три минуты. Шейнин прошел войну с первого дня до последнего и остался жив. Не многим так повезло: по некоторым подсчетам, 41 кинооператор (каждый пятый) и 27 фоторепортеров не дожили до Победы. Михаил Калашников погиб в Севастополе, Владимир Иванов — в уличных боях за Белград, Борис Иваницкий — под бомбежкой в районе Черного моря, Николай Ксенофонтов — на улицах Бреслау, Михаил Бернштейн — под Таллинном, Сергей Струнников — в Полтаве, Павел Трошкин — недалеко от Львова.
Нам нельзя забывать об этих людях, ведь именно благодаря их мужеству и самоотдаче до нас дошла бесценная фотолетопись Второй мировой, многие из снимков стали своего рода иконами XX века. Как написал один из самых известных советских военных корреспондентов, писатель Константин Симонов, «человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда в конечном счете глядит на нее в историю».
Работа фоторепортера была важна и в мирное время, но в военные годы фоторепортаж стал просто жизненно необходимым жанром. Особенно это касалось Советского Союза, где с конца 1930-х годов фотография являлась одним из основных методов классовой борьбы и пропаганды. Прежде всего это относится к репортажной съемке, главная черта которой — документальность.
Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны не ограничивалась решением лишь информационной задачи. Нужны были изображения, звучащие как клятва, рождающие чувство справедливого гнева и ненависти к врагу. Нужны были образцы для подражания, герои. Именно такие снимки, сопровожденные соответствующими комментариями, были призваны вдохновлять советских солдат на борьбу с врагом и защиту отечества.
Пожалуй, «Комбат» Макса Альперта, «Атака» и «Горе» — Дмитрия Бальтерманца, «Залп Катюш» — Аркадия Шайхета, «Смерть солдата» — Анатолия Гаранина, «Братская могила» — Георгия Зельмы, «Стоять насмерть» — Эммануила Евзерихина», «Наши пришли!» — Самария Гурарий, «Народный Мститель» — Михаила Трахмана, «За Родину!..» — Марка Марков-Гринберга, «Солдатский труд» — Иосифа Озерского, «Знамя Победы» — Евгения Халдея. Последний стал символом, который в коллективной памяти народов олицетворяет поражение нацистской Германии и победу Красной Армии.
«Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, — писал Константин Симонов, — всегда в конечном счете глядит через него в историю. Он снимает значительное и незначительное, иногда ошибается при этом, потому что-то, что ему казалось в тот момент важным, потом, через десятилетия, оказывается вовсе не таким значительным, а иногда наоборот, то, что ему кажется в тот момент незначительным, проходным, впоследствии оказывается исторически значимым».