Приближаются 90-е, заканчивается период «тишины» в работе отечественных фото-публицистов. С переменами в истории, как и ранее, происходят изменения в трактовке материала фотожурналистов. Резко слабеет выработанная шестидесятниками спокойная наблюдательная позиция и ассоциативная трактовка действительности. Новые события в стране заставляют стать фотожурналиста размышляющим, а свобода слова ещё и честным. Такими авторами были и всегда оставались ведущие фоторепортеры страны. Их высочайший профессионализм позволял достойно выполнять свой репортерский долг при разных обстоятельствах.
В 1990 году Агентство печати «Новости» преобразуется сначала в Информационное агентство «Новости» и с сентября 1991 года существует как Российское информационное агентство «Новости».
Многие фотожурналисты остались верны публицистическому жанру. Только темы стали намного глубже, острее. Владимир Вяткин, спортивный фотожурналист АПН, продолжая работать в РИА «Новости», открылся как тонкий публицист и остается непревзойденным мастером фотоочерка. В форме фотоочерка Владимир Вяткин снимал первую и вторую чеченские войны, делал фото-рассказы о судьбах воинов-афганцев.
Вошел в историю фотографии и стал самым молодым ее классиком в тридцать лет Юрий Феклистов, фотожурналист «Огонька». Его снимок из Белого Дома, времен путча 1991 года, облетел почти все издания мира: Мстислав Ростропович держит в руках автомат, а у него на плече спит уставший защитник демократии – Юрий Иванов.
По примеру западных коллег в отечественной фотожурналистике стали работать независимые фотожурналисты. Это Сергей Максимишин, Юрий Козырев и др.
В Агентство «Associated Press» пригласили работать фотокорреспондента «Комсомольской Правды» Александра Земляниченко.