Очередные исторически сложившиеся «специфические» условия в СССР опять стали влиять на работу отечественных фотожурналистов. И опять неблагоприятные. Фотографы остались практически один на один с собой. На всю огромную страну существовал один, единственный, профессиональный журнал о фотографии «Советское фото», который старался удовлетворять многочисленную армию фотографов: фотожурналистов, фотохудожников, фотолюбителей. Холодная война закрыла занавес в общении с миром. Внутри страны господствовала идеологическая монополия. Жесткая цензура, подчинение партийным чиновникам, резко ограничивали творческий потенциал фотожурналистов. Авторов 70 – 80-х годов сейчас называют «фотографы тишины», на самом деле они боролись, искали и создавали сами условия для самовыражения. Не стать слепым исполнителем, отстоять свою индивидуальность помогло им то, что это были люди, как упоминалось ранее, образованные, интеллигентные и самое главное одержимые фотографией. Без неё они не представляли уже жизнь.
Так в 1961 году было организовано в противовес официозному ТАСС независимое информационное агентство АПН (Агентство Печати «Новости»). Фотожурналисты, работающие в новом информационно-публицистическом агентстве, созданном на базе общественных организаций, могли снимать общественную жизнь страны, отражать православные темы, осуществлять социальные проекты.
АПН выпускало вестники: «По Советскому Союзу», «Международная информация», «Наука и техника», «Культура и искусство», «Спорт» (все с 1962), «Молодёжь — жизнь и проблемы» и ежедневный обзор советской прессы на английском языке «Дейли ревью» («Daily review», с 1963). За рубежом на материалах АПН выходили (1969) 50 иллюстрированных журналов, 7 газет и свыше 100 информационных бюллетеней. В общей сложности агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 млн. экземпляров. Фотослужба АПН готовила для прессы ежегодно более 120 тыс. фото-сюжетов (свыше 2 млн. отпечатков). Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира.
Достаточно укомплектованные штаты редакций, издательств и агентств сложили благоприятные условия для узкой специализации фотографа. Это также позволило авторам найти себя и заниматься творческими экспериментами. Обратились к спортивной фотографии Дмитрий Донской (АПН) и Лев Бородулин (журнал «Огонек»), Олег Макаров из АПН фотографировал музыкантов. Они работали в единственных, пожалуй, областях, в которых художник мог быть свободным от идеологических установок.
Выбрав фотографию спорта, фотожурналисты обеспечили себе также определенную свободу передвижения по миру. «За пятнадцать лет работы в «Огоньке» бок о бок Дмитрием Бальтерманцем, Лев Бородулин объехал почти весь мир, снимая Олимпийские игры и чемпионаты мира, создав кадры, ставшие классикой российской и мировой спортивной фотографии. В 1964 году английский ежегодник "Photography Year Book" назвал Бородулина «Звездой мировой фотографии», а в 1972 году за достижения в области спортивной фотографии Лев Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью в Мюнхене».
В официальном ТАСС работала сплоченная команда фотографов-журналистов, сумевших увидеть в жизни тех лет не только «тассовский» официоз, но и ситуации, вызывающие улыбку, искреннее, доброжелательное отношение к окружающим его людям. Это Борис Покровский, Евгений Кассин, Николай Рахманов, Валерий Генде-Роте, Владимир Мусаэльян... Но этот список был бы далеко не полным, если не напомнить о тех, у кого все они учились: Николай Свищев-Паоло, Петр Оцуп, Аркадий Шайхет, Дмитрий Бальтерманц, Всеволод Тарасевич...
К советской прессфотографии 1960 – 1970 сейчас отношение неоднозначное, одни называют это «идеологическим мусором», другие находят фотографии того периода милыми, лакированными, но без резких скачков и перепадов, без фигур умолчания и постыдных страниц.
Сами же фотожурналисты – легендарные «шестидесятники» отвечают на это так:
«Мы не лакировали – мы так видели».